27 мая 2011 г. библиотекари всей страны отмечали свой профессиональный праздник. Замечательный подарок получил к этому торжеству и наш коллектив: поездка в Суздаль – древний город, ансамбль которого принято считать одним из красивейших с точки зрения архитектурного решения – об этом можно было только мечтать!
Время в дороге бежало незаметно: кто-то рассматривал шикарные виды за окном, слушая рассказ экскурсовода, кто-то дремал. Всё было здорово до того момента, пока на небе не стали сгущаться облака, даже не облака – а тёмные тучи. Невольно возникла мысль – всё, праздник испорчен. Экскурсовод в шутку сказала, что перед дорогой мы, видимо, плохо помолились Николаю Угоднику – покровителю путников, вот и получили такой «подарочек». С грянувшим ливнем очень долго играли в догонялки: ровно до тех пор, пока не въехали в патриархальный, полный тайн и загадок Суздаль. Последние капли дождя упали на автобусной стоянке, и мир вокруг преобразился: солнце, умытые дождём деревья и улицы и, конечно же, всеобщий душевный подъём – значит, всё-таки хорошо помолились, празднику быть!
После Нижнего Новгорода Суздаль казался если не деревней, то поселком не очень городского типа. По пути следования мы не встретили ни одного многоэтажного здания – в основном частный сектор, небольшие гостиницы, кафе. На одной из улиц увидели даже древнее кладбище, которое мирно расположилось на участке соток в десять-двенадцать между двумя частными домами, отгородившись от последних лишь небольшим заборчиком. Говорят, что от окраины до центра Суздаля пешком можно добраться за каких-то пятнадцать минут. Тем более поразительно, что на этой крохотной территории сосредоточено более 200 памятников архитектуры!
|
|
Суздаль по праву называют жемчужиной Золотого кольца. Как и задумано было древними архитекторами, церкви и монастыри доминируют в окрестностях. В больших городах такая роскошь, к сожалению, невозможна: всё пространство съедают многоэтажки. Здесь же пространства много, а панорамные виды так хороши, что душа радуется! Вначале фотографировать хотелось всё, лишь немного погодя, пресытившись, мы стали, как гурманы, выбирать для фотосъёмки только самое ценное.
Первым объектом нашего посещения стал Музей деревянного зодчества и крестьянского быта, составленный из построек XVII – XIX веков, которые сюда свозились из различных уголков Суздальского района и всей Владимирской области. Из свезённых строений была воссоздана почти целая деревня со всеми необходимыми атрибутами. Расположилась же эта импровизированная деревенька на живописном берегу реки Каменки.
Недалеко от входа в музей нас встретила великолепная многоярусная Преображенская церковь из села Козлятьево Кольчугинского района (1756 г.). Нужно сказать, что именно она являлась первым зданием, которое было перевезено в Музей деревянного зодчества. Церковь поразила сложностью архитектурного замысла и мастерством исполнения. Массивный сруб выглядел удивительно легким, устремленным ввысь. К сожалению, этот храм был закрыт для посещения. Зато свои двери для нас распахнула находящаяся неподалеку Воскресенская церковь, привезённая из села Патакино Камешковского района (датирована 1776 г.). Она считается одной из типичных церковных построек XVIII века. В настоящее время по большим праздникам в этой церкви проводится служба. Её интерьеры привлекали скромностью и в то же время какой-то особой теплотой. Внутри пахло баней, деревянной избой, смолой. Видимо, неслучайно именно в этой церквушке на лавочках у выхода расположилась отдохнуть небольшая группа иностранных туристов.
Удивительно, что всё деревянное строительство осуществлялось без единого гвоздя, из соснового бруса. Главным, а порой и единственным, строительным инструментом был топор. Причём не только для валки леса и его обработки, но и для создания резных деталей, даже самых мелких.
Далее нас повели в избу крестьянина-середняка. В просторных сенях хранилось всё самое необходимое для нелёгкого крестьянского труда. Избу отличала абсолютно рациональная организация пространства: каждая вещь и каждый метр жилой площади имели своё функциональное назначение. Становилось понятным, почему раньше на селе люди могли жить такими большими семьями, не мешая, а лишь помогая друг другу. Есть чему поучиться нынешним жителям городов, «утомлённым» цивилизацией и погоней за материальным благополучием.
Затем мы последовали в дом зажиточного крестьянина. Крытый двор с хозяйственным инвентарем свидетельствовал о достатке хозяина дома. Особенно понравились сани – нарядные, изящные, удобные. Они находились на верхнем ярусе двора. Невольно представилась картина: солнечный зимний
день, хорошо укатанная дорога и мчащаяся лошадь, везущая эти сани, а в них – русская красавица и её суженый. Убранство зажиточного дома, по сравнению с избой середняка, гораздо ближе к благам цивилизации: здесь есть часы, швейная машинка, фотографии, вместо лавок – кровати и т.д. Но при этом продолжает доминировать принцип традиционной для русской крестьянской избы организации жилого пространства. В ткацкой нам показали, как работает ткацкий станок. Всё вроде бы просто, но чувствуется, что руки от такой работы через некоторое время будут «отваливаться».
Настоящим украшением Музея являются великолепные ветряки и огромный бадейный колодец, сделанные с удивительной изобретательностью. Восхищение вызывают мощь и колоссальная работоспособность этих сооружений.
В завершение экскурсии нас ждал приятный сюрприз – мини-концерт, организованный нашими земляками, как выяснилось, жителями Сормовского района. Молодой мужчина на гуслях играл старинную песню, а женщина очень красиво пела. Думается, что у многих из присутствующих возникло ощущение единения с далёким миром предков.
|
Смоленская церковь
|
Далее наш путь лежал в Спасо-Евфимиев мужской монастырь. Высадили нас около пятиглавой красавицы-церкви. Неповторимое изящество ей придавали тонкие резные барабаны, слегка удлинённые купола и особые оконные наличники с бусинами. Позже выяснилось, что это – Смоленская церковь (в слободе Скучилиха), которая ранее принадлежала Спасо-Евфимьеву монастырю. Она была построена в 1696-1706 гг. в честь Смоленской иконы Божьей Матери.
|
Входная (Проездная) башня
|
Через дорогу виднелся величественный, напоминающий наш Нижегородский кремль, Спасо-Евфимиев (мужской) монастырь. Он является крупнейшим музейным ансамблем города. Датой основания монастыря считают 1352 год, а основателем – Св. Евфимия, сподвижника Св. Сергия Радонежского. Изначально монастырь назывался Спасо-Преображенским, однако позднее в честь первого игумена монастыря, служившего здесь в течение 52 лет, он пополнился приставкой Евфимиев. Этот монастырь был одним из пяти первоклассных мужских монастырей России.
Территория монастыря ограничена крепостными стенами протяженностью 1200 метров с двенадцатью башнями, бойницами и амбразурами. Стены возведённые в 1670-1680 гг., сделали монастырь сильнейшей крепостью Владимирской земли.
|
Благовещенская надвратная церковь
|
Из двенадцати крепостных башен Спасо-Евфимиева монастыря наиболее ярко выделяется Входная (Проездная) башня: ее мощь поражает (высота составляет 22 метра), а по красоте, как утверждают специалисты, ей нет равных во всей России. Сложенная из красного кирпича, с двумя киотами для икон в нижней части, башня ярко блистает белокаменным узорочьем верхнего яруса. Первоначально, до строительства крепостной стены, святыми воротами в Спасо-Евфимиев монастырь являлась Благовещенская надвратная церковь, построенная на рубеже XVI-XVII веков. После сооружения стены церковь вошла внутрь ограды монастыря. Выглядит она очень массивно, внушительно, но при всём при этом напоминает лицо совсем не грозного, а скорее слегка удивленного стражника (особенно это заметно на фотографии).
По пути к центру монастырского комплекса внимание всех посетителей неизменно привлекает расположенная неподалеку от звонницы беседка: лёгкая, немного «несерьёзная» (по сравнению с другими строениями), но тем не менее очень гармонично вписывающаяся в окружающий пейзаж.
|
|
Спасо-Преображенский собор |
Самой ранней каменной постройкой на территории монастыря была Спасская церковь, возведенная над могилой преподобного Евфимия Суздальского (1507-1511 гг.) и ставшая в 1564 году приделом построенного рядом Спасо-Преображенского собора. Белокаменный Спасо-Преображенский собор, главный храм монастыря, уже в XVI веке был украшен наружной росписью, а в конце XVII – знаменитые костромские мастера Гурий Никитин и Сила Савин создали уникальную цветную роспись внутренних стен, смотреть на которую можно, кажется, бесконечно. В сюжеты фресок помимо библейских и исторических сцен включены число суздальские неповторимые мотивы.
|
Церковь Рождества Иоанна Предтечи и звонница
|
Монастырская звонница, построенная на площади перед Спасо-Преображенским собором в начале XVI века и неоднократно достраиваемая вплоть до конца XVII века, представляет собой уникальный пример соединения нескольких сооружений – церкви во имя Рождества Иоанна Предтечи и трех пролетов для колоколов. Все сооружение увенчано палаткой – «часозвоней», где были размещены часы с боем. Гордостью звонницы являются колокола, самый древний из которых был отлит в 1560 году. Ежедневно, пять раз в день, здесь можно стать свидетелем красивейшего колокольного перезвона. На одном из таких концертов нам довелось побывать. Семь минут звучала «музыка небес», и это доставило нам небывалое наслаждение: усталость куда-то ушла, хотелось дышать, ловить каждой клеточкой воздух, напоенный чудодейственными звуками!
|
Церковь Успения
|
На площади перед Спасо-Преображенским собором, напротив звонницы, расположена шатровая церковь Успения (ок. 1525 г.) с пристроенной трапезной палатой. Некогда она была расписана фресками. Роспись, к сожалению, не сохранилась, но и без фресок церковь продолжает радовать посетителей своей нарядной торжественностью.
|
Памятник-часовня на месте захоронения Д. Пожарского
|
Территория монастырского комплекса – место погребения известных князей. Здесь, в частности, похоронен весь род князей Пожарских, в том числе и национальный герой России князь Дмитрий Михайлович Пожарский (в 1642 г.). На месте его захоронения находится плита и памятный крест. В 1885 г. у могилы Дмитрия Пожарского на народные пожертвования был сооружен памятник-часовня, к сожалению, разрушенный в 1933 г. 4 ноября 2009 г. состоялось торжественное открытие часовни, воссозданной по сохранившимся чертежам также на народные средства. Это памятник потрясающей красоты: резьбу стен часовни можно сравнить лишь с богатым ювелирным украшением.
|
Никольская церковь |
К востоку от Спасо-Преображенского собора находятся Никольская церковь с корпусом больничных покоев и Братский келейный корпус. Никольская больничная церковь, памятник архитектуры конца XVII в., представляет собой одноглавый храм с фасадом, украшенным кокошниками. Двухэтажный братский корпус построен между 1628 и 1660 гг., здесь располагались кельи монахов. В 1977 г. в помещении Никольской больничной церкви была открыта экспозиция, получившая название «Золотая кладовая». Это неповторимое собрание русского декоративно-прикладного искусства XI – начала XX века. В число экспонатов выставки включено свыше 500 предметов, позволяющих ознакомиться с основными этапами и направлениями в истории развития русского прикладного искусства. Драгоценные украшения, камеи, кресты, оклады, посуда дают представление о мастерстве и художественных вкусах древних мастеров. Наиболее ценные экспонаты можно было рассматривать через встроенное в витрину увеличительное стекло. Очень впечатляюще!
На этом закончилось наше знакомство со Спасо-Евфимьевым монастырем. Но впереди ещё предстояла встреча со знаменитым Суздальским кремлем. По дороге к Кремлю мы увидели славных лошадок, запряжённых в роскошные кареты. Хочешь почувствовать себя особой царских кровей – пожалуйста, присаживайся, катайся, на здоровье. Лошадки нам милостиво позволили сфотографироваться рядом с собой.
|
собор Рождества Богородицы |
Центром ансамбля Суздальского кремля является собор Рождества Богородицы – древнейшее здание Суздаля. Еще в XII веке Владимир Мономах воздвиг на этом месте церковь, освятив ее в честь праздника Успения Богородицы. Однако место для строительства храма оказалось выбрано крайне неудачно. Он был возведен на месте бывшего оврага, отчего быстро ветшал. Позднее Успенский собор перестраивается князем суздальским Юрием Долгоруким. А в 1222 г. по приказу князя Георгия Всеволодовича храм был частично разобран и надстроен, после чего заново освящен и переименован из Успенского в Рождественский собор. Нижний ярус собора из пористого туфа и резного белого камня сохранился от первоначального здания XIII в. Верхний ярус был перестроен в 1530 г. из кирпича. Луковичное покрытие глав поставлено в 1750 г. В соборе сохранились фрески XIII-XVII вв., «златые врата» XIII в., иконостас и утварь XVII вв. Но эти сокровища, к сожалению, мы не смогли увидеть, так как собор был закрыт для посещения.
|
Архиерейские палаты
|
Вблизи Рождественского собора в XV в. появились первые кирпичные палаты суздальского духовного владыки – Архиерейские палаты, которые теперь представляют собой сложный комплекс построек, образовавшийся на протяжении XV—XVIII столетий. В XVI в. рядом с ними построили Благовещенскую трапезную церковь. В 1635 г. напротив Рождественского собора вырос монументальный восьмигранный столп колокольни с высоким мощным шатром, а в среднем ярусе столпа помещалась домовая церковь. На колокольне в конце XVII века были установлены часы с боем, отбивавшие каждые час и четверть часа. Для сообщения рядом стоящих митрополичьих покоев с церковью от палат к западному фасаду колокольни были сделаны величественные переходы. Сложившийся в результате этих многовековых строительных работ облик Кремля иначе, как древнерусско-сказочным не назовёшь. Неслучайно именно Суздальский кремль Л.И. Гайдай выбрал для съёмок «исторической части» своей знаменитой комедии «Иван Васильевич меняет профессию».
|
Успенская церковь
|
К Кремлю относятся также церкви у крепостных валов (Успенская, Никольская (каменная) и Христорождественская). Одна из них, Успенская, находится на территории, на которой во второй половине XV века располагался двор великого князя Ивана III. Эту красно-белую красавицу первый раз мы увидели ещё по пути в Кремль. В описи города Суздаля 1617 года церковь значится деревянной, но после сильного городского пожара в 1650 г., её восстанавливают в камне. Во второй половине XVII века – начале XVIII века церковь, вероятно, перестраивают, т.к. ее нижняя и верхняя часть имеют формы, характерные к разным эпохам в строительстве. Успенская церковь – одна из редких в Суздале представительниц московского, или нарышкинского барокко. А какие рядом с церковью великолепные крепостные валы! Какой открывается вид!
|
Никольская церковь
|
Две другие церкви, находящиеся у крепостных валов, выпали из нашего поля зрения. Однако общее внимание привлекла расположенная неподалеку от Кремля деревянная Никольская церковь (1766), перенесенная из с. Глотово Юрьев-Польского района в 1961 году и ставшая первым экспонатом в созданном позднее музее деревянного зодчества. Она является истинным произведением народного плотницкого искусства.
|
Торговые ряды (Гостиный двор) |
Одним из самых приметных мест Суздаля и местом сбора туристских групп является Торговая площадь. Кстати, она тоже вошла в историю кино, так как именно здесь снимался прекрасный комедийный фильм «Женитьба Бальзаминова».
В 1806-1811 гг. на западной стороне Торговой площади (ранее называвшейся Хлебной) были построены Торговые ряды (Гостиный двор). Это длинное прямоугольное здание с галереей из парных классических колонн, разделенное на отдельные торговые лавки. В середине здания находятся парадные ворота с высоким шпилем, украшенные золоченым изображением герба Суздаля. Торговля в этих рядах продолжается и в настоящее время: здесь можно приобрести сувениры и памятные подарки на любой вкус.
|
Воскресенская и
Казанская церкви
на Торговой площади
|
В центре Торговой площади Суздаля расположились Воскресенская и Казанская церкви (1720 г. и 1739 г.). Каменная Воскресенская церковь была воздвигнута на месте уничтоженного пожаром 1719 года деревянного храма. Здание самой церкви выглядит строго, поскольку почти лишено декоративного убранства, за исключением парадного крыльца с арками и круглыми столбами и карниза из маленьких арок. Зато примыкающая к северо-западной части церкви высокая колокольня со шпилем богато украшена карнизами и цветными изразцами. С северной стороны к храму пристроена «теплая» Казанская церковь, выделяющаяся кружевным металлическим гребнем на коньке крыши и красивым узорчатым убранством входа. В послереволюционные годы Казанский храм оставался единственным действующим храмом в Суздале. Закрыт был в конце 20-х годов XX века и использовался как городской клуб. После Великой Отечественной Войны в 1947 году возобновляется служение. Вновь открывшийся храм действовал вплоть до 1977 г. После двадцатилетнего перерыва в 1997 году силами небольшого прихода жизнь в храме снова восстанавливается. Сейчас храм имеет главный престол во имя Казанской иконы Божией Матери (престольный праздник 21 июля), а также придел во имя Архангела Михаила (престольный праздник 21 ноября). В храме находятся мощи первого святителя Ростово-Суздальской земли, святого епископа Феодора (+1023), и мощи святого епископа Суздальского Иоанна (+1373)» перенесенные в Казанский храм 4 ноября 1998 года из аварийного собора Рождества Богородицы. В Казанском храме мы поклонились святым мощам, а также чудотворной иконе Казанской Божией Матери, известной с конца XVII века.
|
Наш замечательный коллектив на фоне Воскресенской
церкви
|
Мы смогли познакомиться только с частью достопримечательностей Суздаля. Чтобы увидеть их все, потребуется не один день. Тем более что красота этого города-музея так завораживает, что подолгу не отпускает от себя. И чем дальше, тем больше понимаешь, что древний город Суздаль, каким-то неведомым чудом оказавшийся в нашем времени, обязательно ещё позовёт.
Ну, а далее был обед в уютном кафе под названием «Емеля» и дорога домой с песнями, играми и прекрасным настроением.
Без сомнения, наш профессиональный праздник удался! Хочется поблагодарить за это администрацию университета и библиотеки.
Горева А.М.
Фотоальбом
Библиография в начало
|