ННГАСУ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет"

Библиотека ННГАСУ

«Пусть река течет куда захочет,
все равно на её берегах вырастут города».

Американскй философ-идеалист (и писатель) Ральф Уолдо Эмерсон

В переводе с греческого архитектор - главный строитель или сверхстроитель. Профессия эта выросла на основе одной из наиболее древних профессий - строителя.

       Об архитектуре говорят, что – это каменная летопись истории. Есть другое, очень поэтическое определение архитектуры, как застывшей музыки. Последние десятилетия часто говорят об архитектуре, что она - вторая природа, создаваемая руками человека и для человека. И эта вторая природа способна радовать нас и угнетать, способна раздражать и вызывать восхищение.

      Если вы посещали город Владимир, то видели классический пример единения архитектурного строения с природой – маленькую белокаменную церковь Покрова, что стоит с 1165 года над речкой Нерль и поражает слитностью храма с окружающим пейзажем. Доведенная до совершенства скульптурная форма доминирует в природном ландшафте, но не подчиняет его себе, а сливается с ним, становясь неразрывной частью живописного окружения.

        Красота архитектурных сооружений нашего Нижнего Новгорода и красота рек Волги и Оки позволило великому русскому художнику И.Е. Репину сказать о Нижнем: «Этот царственно поставленный над всем Востоком России город совсем закружил наши головы».  В фотоальбом «Нижний Новгород: отражение» вошла фотография Н. Мошкова «Сердце города», с видом от Часовой башни Кремля на Стрелку.

        Российский историк Василий Осипович Ключевский писал в своем «Курсе русской истории»: «Припоминая, как мы с высоты Нижегородского кремля любовались видом двигавшегося перед нами могучего потока и перспективой равнинной заволжской дали, мы готовы думать, что и древние основатели Нижнего, русские люди ХIII века… тоже давали себе досуг постоять перед этим ландшафтом и, между прочим, под его обаянием решили основать укрепленный город при слиянии Оки с Волгой».

         Выходит, красота породила наш город?..

         «Где и почему селятся люди» - этот вопрос открывает статью «От экодома к устойчивым городам» (Архитектура и строительство России. – 2003. - №7. – С. 2-30). Авторы объясняют, что изначально человеческие поселения размещались на границе двух сред – прежде всего, суши и воды. Данный феномен принято объяснять тем, что вода – в обличии реки, озера или моря - одновременно выполняет защитную и транспортную роли.  В этом журнале приводятся слова американского философа-идеалиста (и писателя) Ральфа Уолдо Эмерсона «Пусть река течет куда захочет, все равно на её берегах вырастут города».

         В наши дни градостроитель подходит к предмету своей деятельности – поселению, как к некоему дизайнерскому изделию, которому можно задать любые функциональные параметры и художественные формы. Относительная занятость прибрежных зон и стремление к дискретности (т.е. обособленности в градостроительном понимании) заставляет человечество основывать города, придерживаясь, как правило, речных русел. В статье «От экодома к устойчивым городам» затрагиваются следующие вопросы: «Оптимальные размеры поселений», «Реальные и мифические преимущества городов», «Городские недостатки и методы борьбы с ними», «Качество среды обитания человека в странах «Экологической девятки» и др. В главе «Городские недостатки и методы борьбы с ними» говорится, что анализ мифических и действительных преимуществ городов показывает, что к ним нужно подходить осторожно и взвешенно, не уповая на то, что они будут работать автоматически.

        Критическими факторами, как считают эксперты Всемирного банка, выступают, в первую очередь скученность, уменьшение семей ниже уровня, необходимого для воспроизводства, неравный доступ к высококачественному продовольствию, здравоохранению, высокая стоимость жилищного строительства, слабое развитие общественного транспорта и неразумно высокая автомобилизация населения, высокий уровень преступности и т.д. Всего в статье приводится 21 критический фактор.

      Как отмечают эксперты Всемирного банка: «В более бедных городах плохо управляемый рост приводит к деградации природных ресурсов, в особенности водных бассейнов, почв, прибрежных зон» (стр.15). В более богатых городах проблемы загрязнения возникают из-за высокого образа жизни». Иначе говоря, как ни кинь – всюду клин!

        Площади территорий, на которые город накладывает свой негативный отпечаток, намного превышают размеры собственно городов. В частности, немецкие исследователи Й. Швейцер, С.Лангас, К. Фольке на основании изучения космических и аэрофотоснимков региона Северной Европы рассчитали, что зона экологического влияния среднего города в тысячу раз превышает его территорию. Российские ученые считают по-другому, поэтому, например, экологический след города Москвы определяется как в 163 раза превышающий площадь города в административных границах, а след Екатеринбурга и Иркутска превышают их площади в 100 раз.

        Авторы статьи считают, что нынешняя ситуация диктует простой выбор: либо мы продолжаем двигаться к концу света, громоздя многочисленные «человейники» и создавая вредную среду, либо круто сворачиваем на стезю дезурбанизации и экоархитектуры.

       Номер журнала «Архитектура и строительство» (№7. – 2003) интересен тем, что на протяжении всей статьи приводятся высказывания известных людей о городах и их проблемах, об экологии: Разница между большим городом и маленьким заключается в том, что в большом можно больше увидеть, а в маленьком – больше услышать"(Жан Кокто); «Я лучше проснусь посреди ничего, чем в каком-либо городе Земли» (Стивен МакКуин); «Понимание законов природы, вовсе не означает, что их можно не соблюдать»(Дж. Шорт).

         В книге Ю. Герчука «Художественные памятники Верхней Волги». Рассказывается об архитектурных и художественных памятниках на берегах Волги, населенных и обжитых уже много веков назад. Книга повествует о знаменитых издавна церквах и усадьбах. От Калинина до Ярославля авторы проведут читателя по достопримечательностям этих городов.

      Город Рыбинск вырос из села. Наиболее заметное здание города, без сомнения, - бывшая хлебная биржа (с.87). Она стоит на самом берегу Волги, в центре города и превратилась в нынешнее время  в речной вокзал. Это спокойная, простая и, в сущности, совсем небольшая двухэтажная постройка выглядит величественной. Выполнил этот проект ярославский губернский архитектор Герасим Петров. Именно он создал один из лучших памятников строго классицизма. Такое здание не потерялось бы и на улицах Москвы или Петербурга. И доныне украшает волжский берег Рыбинска.

       Город Романов - Борисоглебск известен двумя из знаменитыми памятниками древнерусской архитектуры – Воскресенским (с.109) и Крестовоздвиженским соборами, расположенными на противоположных берегах Волги.

       Автор статьи «Экологическое осмысление городских структур» А.Н.Гусейнов (Архитектура и строительство России. – 1997. - №3-4. – С.16 –20) отмечает: «В мире, где все изменяется, если и есть что-то постоянное, то это рост городского населения».  До ХVI – ХVII вв. понятие “город” включало в себя поселение с прилегающей территорией. Основным элементом города являлись его укрепления.

      Города Вязьма, Елец, Муром, Суздаль и другие древние города размещались в большинстве случаев на возвышенных местах у слияния двух рек или в речных петлях и характеризовались своей компактностью. Кроме компактности этим городам была присуща планировка, соответствующая естественному ландшафту. Ни один дом не закрывал другому вид на природу, что создавало впечатление широких улиц.

       В доиндустриальных городах не возникало не только химических и биологических проблем, но и видеоэкологических проблем. Это был золотой период экологии городской среды.

       Р а з н ы е  эпохи – р а з н ы е  города. В статье А. Н Гусейнова «Экологическое осмысление городских структур» (Архитектура и строительство России. – 1997. - №3-4) рассматривается г. Магнитогорск, который сформировался как город в советский индустриальный период. Его планировочным центром является площадка металлургического комбината (ММК), окруженная жилыми районами. (Расположение города в долине реки Урал, холмистый рельеф вдоль долины обусловили гексагональную конфигурацию его архитектурно-планировочной структуры).

       Промышленность концентрируется на левом берегу Урала, а жилые массивы - на правом. Две функциональные зоны разделены широким водным зеркалом. ММК дает 96% всех промышленных выбросов, отражающихся на экологическом состоянии города. Поскольку р. Урал пересекает город, то становится ясно, что часть вредных веществ возвращается обратно в город поверхностными, внутрипочвенными и подземными водными путями. Причем возвращается водорастворимая часть, которая , испаряясь, может вторично включиться в биогеохимический круговорот. Некоторые водорастворимые загрязнители накапливаются в виде донных отложений, являющихся для города экологической бомбой замедленного действия.

       В статье дается сравнительный экологический анализ г. Магнитогорска и г. Тюмени. Тюмень расположена на реке Тура. В отличие от Магнитогорска, в Тюмени крупные промышленные узлы равномерно распределены по всей территории города. Рассматривается особенности архитектурно-планировочных структур этих городов и их роль в экологическом состоянии городов.

         В библиотеке представлены книги и журналы, посвященные архитектуре и экологии Санкт-Петербурга. В нашей стране этот город известен гармонией архитектурных строений с водным ландшафтом. Среди книг хочется назвать книгу О.Н. Захарова «Архитектурные панорамы невских берегов».

     Книга Г.Н.Булдакова и Н.Я.Лейбошица «Гавр» - интересна тем, что в ней идет речь о городе во Франции, в прежние (советские) времена бывшем городом-побратимом Ленинграду (Санкт-Петербургу). История строительства этих городов созвучна. Город Гавр, возник в 1517 году так же на правом берегу Сены, на болотистом месте и его строительство повлекло множество жертв и потребовало мужества и мастерства зодчих. Город стоит на реке Сене и является одновременно и морским и речным портом. Природно-климатические условия усложняли решение градостроительных задач. И эти задачи оказались под силу зодчему Джероламо Беллармато.

           Несмотря на свое древнее происхождение город молод. В 1944 году он был разрушен во время бомбардировок и восстановлен заново. Восстановление Гавра было поручено старейшине французских зодчих Огюсту Перре (1945 г.). Он постарался сохранить архитектурные традиции первых зодчих.

           Современный Гавр промышленный город. Важный фактор в развитии промышленной зоны – Танкарвильский мост. Это великолепное произведение мостостроительного искусства (с.108). Мост был построен в 1959 г. и способствовал развитию промышленности, что вызывало уже тогда тревогу у властей города. В 1970 году в Гавре был создан единственный в то время во Франции промышленный комплекс по очистке отработанных вод и станция для сжигания хозяйственных отходов, оборудованных по последнему слову техники.

           Насимович Ю.А. Сколько рек было и сохранилось в Москве? (Экология и жизнь. – 1997. - № 5-6. – С. 75-80). На этот вопрос современные москвичи назовут две-три реки: Москву-реку, Яузу, Неглинную (текущую нынче в трубе), Сходню…   Далеко не все подозревают о той густой сети речушек и ручейков, которые протекали по территории нашей столицы. И сейчас примерно 110 речек сохранились на территории города Москвы. А прежде было более 1300. В журнале представлена карта всех бывших и существующих московских рек и ручейков.

      В статье  « Города и экология» (Архитектура и строительство России. – 2002. - №4) говорится, что в промышленно развитых и бывших социалистических странах велась и ведется борьба с загрязнением воздуха, вод, почвы. В этой сфере много сделано, например, очищен Рейн в Европе, но обошлись эти мероприятия в фантастические суммы и заняли много лет. В результате пока, к сожалению нельзя говорить о полном восстановлении экосистемы Рейна. Эта река является искусственно поддерживаемой в постоянном режиме природной системой, так как разрушения были очень обширными и проникающими.

       Как в России говорят «матушка» так в Германии существует выражение «отец - Рейн». О нем сложено много песен, баллад и стихов. В то числе знаменитая легенда о коварной красавице нимфе Лорелее, которая, сидя на прибрежном утесе, своим волшебным пением усыпляла бдительность моряков, отчего суда разбивались на порогах и тонули в бурных водах Рейна. По легенде, утес находился у крутой извилины реки, вблизи города Бахарах. Здесь до регулирования Рейна действительно часто происходили крушения. (Кромер, Р. Рейн используют бережно // Экология и жизнь. – 2001. - № 2).   Рейн берет начало в Швейцарских Альпах и течет с юга на север по территориям 8 стран. Длина реки 1320 км., площадь водосбора 185 тыс. км. По берегам Рейна проживают более 50 млн. человек, что свидетельствует об исключительной важности этой водной артерии для прибрежных стран и о высокой антропогенной нагрузке в бассейне. С точки зрения судоходства, Рейн – самая загруженная река мира. На берегу Рейна расположены такие крупные города как Кельн, Бонн, Кобленц и др. За последние 15-20 лет экологическое состояние реки кардинально улучшилось

       Тема 2-го номера журнала «Экология и жизнь» за 2001 год - великие реки нашей планеты. В него вошли статьи: Лью Р. Миссисипи: проблемы устойчивого развития; Луканг Ли. Янцзы: о наводнениях и не только; Спрингел И. Великие проекты в бассейне Нила; Маклейн М. Проблемы и перспективы бассейна Амазонки.

       В учебном пособии  Маслова Н.В. Градостроительная экология. (М.: Высшая школа, 2003) изложены проблемы взаимодействия городов и компонентов геосферы. Особое внимание уделено моделям устойчивого развития городов.

Мы в Твиттере Мы в YouTube Мы в Контакте



Консультант студента










Бланки для БД ВКР